Скандал, разгоревшийся вокруг семейного бизнеса Гиймо нарушил традиционный уклад и стал сигналом к радикальным изменениям внутри компании.
Фотограф: Патрикт Т., издание Bloomberg
Пять братьев основали Ubisoft Entertainment SA в 1986 году. С тех пор видеоигровая компания пережила семь поколений игровых консолей, четыре рецессии, агрессивную попытку поглощения крупнейшим медиа конгломератом Франции и глобальную пандемию. Семья Гиймо спустя всё это время по-прежнему сохраняет контроль над студией Ubisoft — одного из крупнейших в мире издателей игр, создателя таких блокбастеров, как Assassin’s Creed и Far Cry. Но теперь компания столкнулась с новым кризисом: волной обвинений в сексуальных домогательствах и неподобающем поведении высокопоставленных сотрудников. Эта ситуация потрясла основателей и вызвала серьезные опасения по поводу методов управления своим бизнесом.
За последние несколько недель более десятка человек публично рассказали о сексуальных домогательствах и злоупотреблениях полномочиями в отношении сотрудников Ubisoft. Эта волна заявлений стала частью движения #MeToo и парижская компания стала самой упоминаемой компанией. Интервью более чем с тремя десятками нынешних или бывших сотрудников Ubisoft подтверждают, что эти и другие жалобы годами оставались лишь на бумаге. Как говорят сотрудники, в некоторых случаях студия принимала меры, но по большей части заявления неправильно расценивались или просто игнорировались.
По словам двух человек, имеющих доступ к отчетам, обвинения, предъявленные в отдел кадров Ubisoft, варьируются от сексистских шуток до сексуального насилия. В интервью Bloomberg Businessweek многие сотрудники подробно описывали атмосферу как агрессивную по отношению к женщинам, часто описывая парижскую штаб-квартиру как «дом мужского братства». Коллеги открыто высказывали женоненавистнические или расистские комментарии в различных офисах издательства, а руководители не стеснялись лапать подчинённых и использовать другие формы сексуального домогательства.
Ив Гиймо. Фотограф: Джонатан Алькорн, издание Bloomberg
Представители Ubisoft отказались от официальных комментариев или участия в интервью для написания этой статьи. Бывшие руководители также не ответили на многочисленные запросы о комментариях.
Главный исполнительный директор Ив Гиймо пообещал масштабные перемены и предпринял шаги, которые многие сотрудники когда-то считали маловероятными. К ним относятся увольнение Сержа Хаскета, главного креативного директора и близкого друга Гиймо.
«Ubisoft не выполнила своих обязательств по обеспечению безопасной и инклюзивной рабочей среды», — сказал Гиймо в заявлении от 12 июля в Париже, объявляя об уходе исполнительного директора. «Токсичное поведение прямо противоречит нашим ценностям и компромиссов быть не может.» Также заявил, что полон решимости изменить подход к управлению и укрепить культуру поведения на рабочем месте.
Ив Гиймо, средний из пяти братьев, был генеральным директором с 1988 года. Его семья владеет 21% акций компании и пятью местами в совете директоров. Как говорится в статье 2016 года на французском канале новостей AFP, братья еженедельно проводят встречи на своей яхте для обсуждения бизнес-вопросов. Образ Ubisoft как семейного бизнеса был источником вдохновения для сотрудников на протяжении многих лет. Но некоторые говорят, что нынешний подход к управлению компанией способствовал формированию культурной среды, в которой старые сотрудники, особенно Хаскет и его команда, получили слишком много свободы действий. «Есть золотые дети»,- сказала Синди Фицпатрик, работавшая в отделе по связям с общественностью Ubisoft с 2005 по 2009 год. «Что бы они ни делали, они были неприкасаемыми».
Некоторые сотрудники говорят, что они были приятно удивлены или даже шокированы быстрой реакцией компании на обвинения, обнародованные за последние несколько недель. Говорят, что Серж Хаскет долгое время считался неприкасаемым членом компании, даже несмотря на обвинения в том, что он унижал женщин-подчиненных и окружал себя мужчинами, обвиняемыми в непристойном поведении. Многие сотрудники усомнилис, что с такими управляющими можно что-то изменить к лучшему.
«Обстановка там действительно жесткая для женщин», — говорит Эллен Ли, которая работала в области маркетинга и продвижения в сан-франциском офисе Ubisoft в течение семи лет. «Если ты не был членом “мужского клуба”, то просто усердно работал в сторонке».
Братья Гиймо. Слева-направо: Мишель, Ив, Кристиан, Жерар и Клод. Фотограф: Касиа Вандыч, Paris Match Via Getty Images.
Братья Гиймо получили свой первый бизнес-урок от родителей. Старшие Гиймо управляли сельскохозяйственным бизнесом в Карентуаре во Франции. Они продавали химикаты, детали оборудования и, в конечном счете, компьютеры. На фоне экономического спада начала 1980-х годов бизнес пошел на спад. Поэтому с разрешения родителей дети начали продавать компьютерные игры фермерам, которые хотели использовать их новые машины.
В 1988 году, когда Ив Гиймо был назначен генеральным директором Ubisoft, компания наняла Сержа Хаскета. Он начинал карьеру как тестировщик видеоигр. Работу он получил, обратившись по газетному объявлению, если верить статье 2017 года во французском издании Le Monde. Позже Хаскет помог создать редакционный отдел Ubisoft, который контролирует производство каждой игры, которую выпускает компания. Как креативный директор, он курировал разработку блокбастеров, таких как Assassin’s Creed, Far Cry и Watch Dogs.
С Сержем обращались почти как с членом семьи. Ему были даны широкие полномочия. Он мог отменить, дать зелёный свет или переработать любую игру в соответствии с его техническими требованиями. Обсуждения проектов проводились на собраниях, которые в Ubisoft называли «воротами», а Хаскет обычно был привратником.
Разработчики регулярно обменивались историями своих взаимодействий с Хаскетом. Семь сотрудников описали начальника как эксцентричного человека, но иногда отзывались о его характере менее сдержанно. Во время презентаций он мог биться головой о стол, показывая что ему скучно или он несчастлив. Он был известен тем, что коллеги описывали как рычание, своего рода гортанный звук, который он направлял на людей на собраниях или проходя по коридору.
Серж иногда проводил деловые встречи в стриптиз-клубах. Об этом анонимно рассказали некоторые сотрудники. Три женщины, работавшие в Ubisoft, сказали, что предпочитали не посещать подобные мероприятия с Сержем Хаскетом и его командой, а в результате пострадала их карьера. Они были разочарованы, наблюдая за тем, как Хаскет продвигает исключительно своих приятелей по стрип-клубу в креативные директора, группу, состоящую почти полностью из мужчин.
Обвинения в том, что Хаскет вел себя неподобающим образом в присутствии женщин, распространялись и на рабочий офис. На встрече в штаб-квартире Ubisoft в Париже один из креативных лидов большого проекта презентовала Сержу Хаскету и другим высокопоставленным сотрудникам компании игру. Когда женщина отлучилась в уборную, Хаскет запустил на YouTube видео, по словам двух человек, присутствовавших на встрече. Там играла французская песня, в тексте которой были описаны откровенные сексуальные действия над женщиной с тем же именем, что и у ведущей. Он нажал на паузу, когда коллега вернулась в комнату. Об этом рассказали два человека, пожелавших не раскрывать личность женщины.
О выходках Сержа всем было прекрасно известно. Об этом сказали 10 человек, которые работали в Ubisoft в течении продолжительного времени. 10 июля французская газета Libération сообщила, что Хаскет якобы давал откровенные сексуальные комментарии сотрудникам, подталкивал подчиненных к чрезмерному употреблению алкоголя и подсовывал коллегам пирожные с марихуаной без их ведома. Поскольку на Хаскета жаловаться было бесполезно, сотрудники были вынуждены находить с ним общий язык, либо искать другую работу.
Обвинения в домогательствах и сексизме распространялись далеко за пределы одного офиса. В 2015 году группа сотрудников в Софии, Болгария, смотрела трейлер фильма «Звездные Войны: Пробуждение силы» с участием чернокожего актера Джона Бойеги. По словам Фей Веркуэйл, бывшего дизайнера компании: «Люди просто в один голос говорили: “Эй, смотрите, обезьянка!”». В Сан-Франциско Дон Ле получила указание от своего менеджера больше улыбаться, а позже ей сказали, что уволят с должности специалиста по закупкам, если она не подчинится. Каждая женщина сообщала об инцидентах в отдел кадров, но их претензии были проигнорированы. «Если ты на что-то жалуешься, это просто замалчивается», — сказала Веркюэль.
Нина Стюарт работала в центре обслуживания клиентов Ubisoft в Моррисвилле, штат Нью-Йорк. В прошлом году, по ее словам, начальник начал делать ей странные замечания. Он стал обсуждать фигуру женщин и делать уничижительные замечания. «Он делал сексистские комментарии мне и всей моей команде», — говорит Стюарт. «Каждый раз, когда он говорил что-то отвратительное, я отвечала, что это неуместно». Женщина дважды обращалась к HR по поводу коллеги и оба раза ей предложили «поговорить с ним самостоятельно». Только после третьего визита, когда другой коллега-мужчина подтвердил слова, компания уволила обидчика. «Я получила благодарственную открытку от отдела кадров», — сообщила Стюарт. «К ней была приложена подарочная карта Visa на 200 долларов.» Стюарт уволилась из компании, поскольку осталась недовольна работодателем.
Офис в Торонто был особенно проблемным, как говорят шесть нынешних и бывших сотрудников, работавших там. Студией руководили Максим Беланд, его жена Рима Брек и еще одна команда менеджеров, состоящая из мужа и жены. Брек какое-то время работала временным директором отдела кадров. Две женщины, которые сообщали об инцидентах Брек и другим представителям отдела кадров, были обвинены в нарушении спокойствия.
Беланд был доверенным лицом креативного директора. Он был известен своим вспыльчивым характером и склонностью кричать на подчиненных во время совещаний, рассказали мне четыре человека, которые работали с ним. Двое из этих людей говорят, что видели, как Беланд лапал женщин на вечеринках и других рабочих мероприятиях. Беланда также обвинили в том, что он задушил сотрудника на вечеринке, сообщает сайт Kotaku. Эта «душащая» история регулярно повторялась с другими сотрудниками в Торонто, рассказали сотрудники студии. Беланд не ответил на просьбу дать комментарий по этому поводу.
Вернёмся в Париж. Томми Франсуа — ветеран Ubisoft, который проработал 13 лет в студии. Он открыто флиртовал с подчиненными, отпускал гомофобные шутки и делал массаж без спроса. Об этом рассказали 10 человек, которые были свидетелями или объектами домоганий. Новичкам в компании говорили, что «Томми есть Томми». Франсуа тоже не ответил на просьбы дать комментарий для данной статьи.
Женщина, работавшая в французской штаб-квартире, говорит, что там она неоднократно сталкивалась с неподобающим поведением. Коллеги присылали ей откровенные сообщения сексуального характера, в том числе порнографические ролики, говорит она. Франсуа, который был на несколько ступеней выше по карьерной лестнице, несколько раз приглашал ее выпить в баре, но женщина всегда отказывалась. Обо всех инцидентах она сообщала в отдел кадров, но жалобы игнорировались. Позже сотрудницу перевели в студию в другой стране. Девушка говорит, что там ей часто говорили: «Ты не можешь быть продюсером, потому что ты женщина». Меньше чем через год после переезда она уволилась. Девушка не захотела называть своё имя, чтобы это не повредило её дальнейшей карьере.
Нынешние и бывшие сотрудники говорят, что Серж Хаскет способствовал плохому поведению, превратив редакцию в своего рода мужское братство. Люди, работавшие в отделе, раскалывали о просмотре порно-роликов на рабочих компьютерах, про употребление алкоголя в время обедов и кучу неуместных шуток. Пять сотрудников рассказали, что они доносили на Франсуа множество раз за десять лет. Некоторые инциденты были связаны с сексуальными комментариями в адрес коллег, предложениях о свидании и неуместных прикосновениях. Один бывший сотрудник Ubisoft говорит, что несколько лет назад они написали письмо генеральному директору о проблемах с Франсуа. Вскоре после этого Франсуа повысили в должности.
Офис Ubisoft в Монреале. Фотограф: Брент Левин, издание Bloomberg.
Мужской супремасизм процветал в компании. Об этом говорят как бывшие сотрудники, так и те, кто трудится в компании сейчас. Самая большая франшиза Ubisoft — Assassin’s Creed — хорошее тому подтверждение. В Assassin’s Creed Unity игрокам не позволили играть за женского персонажа. По словам креативного директора Ubisoft, чтобы добавить в игру женскую одежду и анимации «потребовался бы большой объём дополнительной работы». В ранних набросках сценария Assassin’s Creed Syndicate у обоих главных героев, Джейкоба и Эви, было равное количество экранного времени. Но в ходе производства игры это изменилось в пользу мужского персонажа. Похожая ситуация произошла с Assassin’s Creed Origins. Байека должны были убить, а главным героем должна была стать его жена — Айя. Но в итоге игроку дали выбор: играть за того или другого. И в Assassin’s Creed Odyssey играбельным персонажем должна была стать Кассандра, а в итоге появилась возможность выбирать кем играть: братом или сестрой.
Как говорят нынешние и бывшие сотрудники Ubisoft, это яркая иллюстрация укоренившегося в компании сексизма. Все указания об изменениях исходили от отдела маркетинга в целом или от Сержа Хаскета в частности. Руководство посчитало, что главные герои-женщины не будут продавать игру. Этот стереотип в индустрии видеоигр живёт уже довольно давно, в то время как существуют такие хиты, как серия Tomb Raider или Horizon Zero Dawn, которая продалась тиражом превышающим 10 миллионов копий.
Разработчики говорили, что они были вынуждены пойти на компромиссы, чтобы избежать вмешательства Сержа Хаскета, который мог бы нанести ущерб проектам или вовсе отменить их. Серж открыто выражал презрение к линейному повествованию и кат-сценам, которые продвигают сюжет в перерывах между геймплеем. Сценаристы должны были найти способ удержать его внимание и часто для этого использовали образ сильного мужчины.
Однако к 2019 году появились признаки того, что Хаскет теряет творческую хватку. Ubisoft допустила две большие ошибки: выпустила The Division 2, онлайн игру, которая не оправдала ожиданий студии и Ghost Recon Breakpoint, тактический шутер, который публика приняла очень холодно. Ubisoft приобрела репутацию, во многом благодаря Хаскету. Он популяризировал игры с большими открытыми мирами, аванпостами, вышками и с огромным количеством сайдквестов. К концу прошлого года акции Ubisoft упали более чем на 40% по сравнению с предыдущим периодом.
В результате этих неудач компания произвела реструктуризацию редакционного отдела, повысив семь вице-президентов, подчиняющихся Сержу Хаскету. Сотрудники сказали, что сделано это было для того, чтобы разнообразить игры. Все семь вице-президентов были мужчинами, в том числе Беланд и Франсуа, несмотря на то, что на них очень часто жаловались коллеги.
Движение #MeToo не ограничивается видеоиграми, оно также распространяет своё влияние на другие медиа. В течение последних нескольких лет активность то спадала, то снова нарастала. Возможно это происходило из-за влияния геймергейта и всепроникающей враждебности к женскому полу. Но этим летом движение получило толчок к действию, когда десятки женщин поделились своими историями в Twitter о домогательствах и сексуальном насилии со стороны разработчиков игр и стримеров.
Беланд и Франсуа были одними из первых, кого упоминали в Твиттере. В конце июня Ubisoft поспешила отправить руководителей в административный отпуск вместе с несколькими другими сотрудниками, публично обвиненными в правонарушениях. По данным, которые поступают от Ubisoft, Беланд покинул компанию, а о Франсуа пока ничего неизвестно.
В письмах сотрудникам Ив Гиймо обещал большие перемены. Он сказал, что компания наймет консалтинговую фирму для аудита и пересмотра кадровой политики. «Поскольку мы все вместе вступаем на путь, ведущий к лучшей Ubisoft, я ожидаю, что руководители будут относиться к своим подчинённым крайне уважительно», — сказал он в своем заявлении.
Бывший член HR-команды Ubisoft, который попросил не называть его имени, опасаясь за последствия, сказал, что руководство испытывало недоверие к жертвам, что мешало департаменту должным образом реагировать на жалобы. В последние недели сотрудники Ubisoft подавали жалобы с подробным описанием повторяющихся неуместных шуток от коллег, нежелательных приглашений на свидания, ощупывания на вечеринках и сексуального насилия, сказали два человека, которые видели отчеты. Некоторые сотрудники говорят, что эти претензии регистрировали ещё много лет назад.
12 июля Ubisoft объявила об увольнении Сержа Хаскета, креативного директора, Сесиль Корне, глобального руководителя отдела кадров, и Янниса Маллата, управляющего директора канадской студии Ubisoft. «Недавние обвинения, которые были выдвинуты против нескольких сотрудников, делают невозможным их дальнейшее пребывание на своих должностях», — говорится в заявлении компании о Маллате. Однако Ubisoft всё ещё семейный бизнес. На прошлой неделе компания заменила Маллата на Кристофа Дереннеса, двоюродного брата Гиймо. Об этом мне рассказали трое сотрудников.