Как бы вы не относились к хоррорам, разных людей пугают они по-разному. Я вот до жути боюсь играть в Resident Evil 1996 года выпуска. До сих пор не смог себя заставить пройти её хотя бы наполовину. А вот, скажем, Amnesia, Outlast и Layers of Fear не вызывают никаких эмоций кроме тоски и уныния. Но обычные игры, у которых нет цели напугать игрока, делают это порой пуще ужастиков. Сегодня я хочу вспомнить 5 игр, которые заставили бегать мурашки по моему телу со скоростью гоночного болида.

The Long Dark

Автор: Yriy Savickiy

Разработчики The Long Dark очень жестокие люди. В режиме песочницы они выкидывают тебя среди леса с голой жопой приговаривая: “Теперь делай с этим что хочешь”. А всё вокруг тебя хочет убить. По равнинам бродят голодные волки и медведи, которые не против пообедать человечиной, снежные склоны хотят переломать тебе ноги, лёд жаждет, чтобы ты под него провалился, воздух — заморозить, а земля будто бы шепчет “ты останешься здесь навсегда”. Но если всё вокруг хочет сломить твоё тело, то давящая атмосфера одиночества — душу. Ни с кем здесь нельзя поговорить, пожаловаться на свою долю, как тебе холодно и голодно.

Но вот ты — ловкий, смелый, умелый — освоился, нашёл жильё, где можно скрыться ото всех бед, уже худо-бедно ориентируешься на местности. Во сто шуб одет, за плечом висит винтовка, а в кармане на всякий случай лежит револьвер. Ты — царь этого мира. Тебе не страшны ни местные обитатели, ни холод. Отправляешься в поход, чтобы пополнить запасы и тут, бац — метель! Дальше своего носа ничего не видно, не видно гор, озёр, холмов, рек и деревьев, с помощью которых ты нарисовал в своей голове карту. И у тебя начинается самая настоящая паника. Ты не знаешь куда бежать, где твой дом. А одежда промерзает и если СРОЧНО не найти укрытие, то можно прощаться с жизнью.

Аналогичным образом работает туман. Он появляется внезапно и может заставить чувствовать себя беспомощным котёнком. Даже волки со светящимися глазами ночью не способны напугать так, как погода в The Long Dark.

Minecraft

Автор: John Kearney

Каждый, наверное, кто играл в Minecraft знает, что копать в темноте — так себе идея, поскольку монстры в этой игре могут спавнится в любых неосвещенных местах. И самые паскудные из них — криперы. В отличии от остальных, они никак не выдают своего присутствия. Кроме шипения перед взрывом, разумеется. За одно мгновение они превращают игрока в завод по производству сквернопахнущих кирпичей. Криперы давно стали мемом, даже героями пародий и клипов на YouTube.

Сравниться с ними могут только Странники Края. Поскольку они боятся воды, во время дождя телепортируются в рандомных направлениях без остановки и своим внезапным появлением со “вжухающим” звуком могут добавить производительности вышеупомянутому заводу.

Fallout 4

Автор: Artem Artificial

Bethesda большой и именитый мастер. Даже не столько в создании игр, сколько в создании костылей для них. Лифт в Fallout 3 двигается не сам, а двигает сам уровень. В Skyrim столы — это на самом деле утопленные в пол шкафы, а в одном из квестов, где с вами кто-то разговаривает из-за двери, этим кем-то оказывается комод. В Fallout 76 скорость бега привязана к фреймрейту. Перечислять можно бесконечно.

Конечно Fallout 4 не стал исключением из правила. Один из костылей на постоянной основе заставляет мой анут сужаться с силой, которой позавидует даже гидравлический пресс. Касается он искусственного интеллекта спутников. Поскольку они не очень умные, постоянно где-то застревают и теряются, игра делает с ними одну очень хитрую манипуляцию. Когда компьютерный болванчик отстаёт, игра телепортирует его за спину главному герою. В игре бывает довольно напряжённая атмосфера — враги здесь очень любят появляться из ниоткуда. В какой-то момент ты слышишь шум, начинаешь искать глазами его источник. Спутник ошивается где-то неподалёку перед твоими глазами. Но стоит обернуться, как увидишь крупным планом ЕГО. “Чёрт, как ты здесь оказался?” — проносится в голове, а сердцебиение уже подскочило. И делают это они, паскуды, постоянно.

Можно ещё упомянуть скримеры в виде внезапного появления бешеных гулей, которые бегают со скоростью света и выпрыгивающих из земли болотников. Но такого впечатления как спутники они всё-равно не производят.

Half-Life 2

Рейвенхольм. Никогда не забуду название этого местечка. Бывший шахтёрский город и один из оплотов сопротивления запомнил, наверное, каждый, кто тут побывал. Здешней гнетущей атмосфере могут завидовать если не все современные хорроры, то многие уж точно. Тут повсюду рыщут хэдкрабы, волочат ноги зомби, кричат и прыгают по крышам зомби-мутанты. Повсюду расчленённые трупы и кровища. В Рейвенхольме очень тесно — узкие улочки и небольшие помещения — услада для здешних монстров и настоящий ад для страдающий клаустрофобией игроков. И в довершении прекрасной картины — Отец Григорий с его безумными речами про паству и безумным смехом.

Это гнетущее место, которое пугает просто своим существованием. Находится здесь неприятно и мерзко. Когда выбираешься из него, приходит чувство облегчения. Как-будто выбрался из самого настоящего ада.

Subnautica

Автор: FOX3D

Но абсолютно ничего из вышеперечисленного не может сравниться с Левиафанами. Невероятно сложно передать то чувство ужаса, которое я испытал после первой встречи с Жнецом. Внезапное появление огромной монструозной туши из мутной воды я запомню на всю жизнь. А этот вой… Его записывал сам Сатана в самых тёмных и мерзких глубинах ада. Так как этот монстр меня ничто и никогда в моей жизни не пугало. Одно знание того, что он обитает где-то в зоне крушения корабля вселяло ужас, а его рёв до сих пор вызывает покалывание в ладонях.

Теперь со знанием моей левиафанофобии представьте как я обосрался, когда встретился с Призрачным левиафаном. Я изучал мир где-то в районе Затерянной реки на подводной лодке, никого не трогал. Но внезапно, без объявления войны, появилась эта махина и с душераздирающими воплями ринулась ко мне, чтобы потопить «Циклопа», убить главного героя игры, а меня самого оставить на грани сердечного приступа.

После этих двух случаев я изучал 4546B с большой осторожностью 🙂